Большая игра США у наших ворот
05.08
2025
Часть вторая
Наряду с консенсусом о том, чтобы отодвинуть на второй план роль России, Испания, Великобритания и Германия внезапно согласились продать Турции истребители Eurofighter. США не поставляли Анкаре F-35, но вынудили Европу сделать жест и дать понять Ирану, России и миру, что они укрепляют безопасность на территории своего союзника по НАТО и пополняют свой арсенал современной техникой. Что происходит в Турции, или какие планы у Вашингтона в отношении своего союзника? США выведут Турцию из Сирии и сосредоточат её на Кавказе. Именно об этом я регулярно говорю последние 5 лет: вопрос стратегического баланса на Южном Кавказе по сути и органически зависит от расстановки сил на Ближнем Востоке.
Задача — сделать Иран послушным партнёром без региональных амбиций. Военно-политические группировки Ирана нейтрализованы в Ливане и Сирии. Следующий шаг — снизить роль Тегерана в Ираке или, в худшем случае, сделать его контролируемым. После этого решение проблем хуситов в Йемене станет вопросом времени, а американское военное присутствие в Сюнике будет означать, что у Ирана не останется иного выбора, кроме как дипломатически капитулировать перед туранским коридором НАТО. Если Вашингтон войдёт в Сюник, то вместе с ним туда войдут и Турция, и Израиль. Получается, что весь южный район оккупированного Арцаха, от Агарака до Горадиза, протяженностью 155 км, становится для Ирана угрозой НАТО. Но у США должен быть повод, оправдание для входа в регион, а для этого в регионе должно существовать геополитическое противоречие. Для создания этого противоречия в Армении существует правительство Никола Пашиняна, которое за последние 7 лет постепенно укрепляло антироссийские настроения и представления.
Первая ласточка в этом направлении была сделана в октябре 2018 года, в период первого президентства Трампа, когда советник по национальной безопасности Джон Болтон во время своего визита в Армению сделал скандальные заявления о пересмотре истории, дружбе с турками и проведении диаметрально противоположной политики в отношении Ирана и России. Я неоднократно предупреждал, что задача пришедшей к власти в Армении хунты — служить именно этой повестке ценой жизни жителей Арцаха и тысяч наших сыновей. Я неоднократно говорил и объективно критиковал ошибочную и непродуманную политику России в отношении Армении и Арцаха.
Мы обсудим возможные шаги России, но я ещё раз подтвержу, что провальная политика России в сфере безопасности и обороны в отношении Армении и Арцаха не заслуживает ни похвалы, ни оправдания. Проблема фатальная, и если Москва серьёзно не пересмотрит свою политику и не восстановит свои позиции здесь, если она не попытается уравновесить стратегические изменения и трансформации, происходящие на Южном Кавказе, если она не предпримет серьёзных шагов для уравновешивания турецкого фактора в Азербайджане, если она не исправит свою исторически и политически ошибочную позицию по арцахскому вопросу, то ей нечего делать на Южном Кавказе и она может надолго забыть о дружбе с армянами, не говоря уже об опасности собственного распада. Кстати, Россия точно так же потеряет свой авторитет среди армянского народа, если попытается сохранить Пашиняна у власти в Сюнике и в обмен на другие сделки.
Представьте на мгновение, что 44-дневный сценарий повторяется, и в этом случае салафиты-джихадисты из Сирии приходят и обосновываются в оккупированных районах Арцаха на границе Ирана и Армении. Это не теория заговора, а реалистичный прогноз. Экзистенциальным врагом салафитов-джихадистов является не Израиль, а Иран как шиитское государство. Временному президенту Сирии Ахмаду аш-Шараа предстоит решить одну задачу: ослабить иранское присутствие здесь и привести Сирию к федерализации. Семь месяцев назад я отмечал, что с его приходом к власти США не просто открыли двери угрюмому сирийскому народу, джихадисту с бывшим террористическим прошлым, и не просто отменили десятилетия экономических санкций, благодаря чему им удалось свергнуть режим Асада в Сирии. Организация массовых убийств в друзской провинции Эс-Сувейда на юге Сирии, в Латакии и в алавитских районах Джаблы была не напрасной. Цель — поддерживать напряжённость посредством внутренних восстаний и беспорядков, превращая граждан одного государства в вечных врагов.
Что общего у Пашиняна с Ахмадом аш-Шараа? Впрочем, недавно кандидат в президенты Сирии был в Баку, и этот факт мало кого заинтересовал. Но почему Баку и какие дела у лидера с террористическим прошлым в другом террористическом государстве? Согласно информации, попавшей в прессу, о которой также лично сообщил высокопоставленный представитель Министерства обороны Израиля, в Баку прошла секретная встреча сирийско-израильских спецслужб с участием Ахмада аш-Шараа. Тема обсуждения — установление дипломатических отношений между Сирией и Израилем и нейтрализация Ирана.
Баку, по сути, является важнейшей площадкой для любых возможных антииранских действий. Не исключаю, что вопрос о наёмниках также будет затронут в ходе переговоров сирийского президента с Азербайджаном. За 44-дневную войну Сирия отправила в Арцах более 800 наёмников-джихадистов, более 500 из которых остались в армянском Арцахе. США хотят избавиться от десятков тысяч иностранных наёмников, находящихся в руках группировки «Аш-Шараа», которая бродит по улицам Алеппо, Дамаска, Хомса и Хамы и не подчиняется её власти. Более того, они создали двоевластие и являются головной болью для США и Израиля. Два месяца назад президент Трамп встретился с временным президентом Сирии в Саудовской Аравии и, по просьбе саудовского наследного принца, объявил в Эр-Рияде об отмене санкций против Сирии. В ходе этих переговоров глава Белого дома поднял конкретный вопрос об отправке наёмников в свои страны и их выводе из состава сирийской армии. «Аш-Шараа» удалось убедить Трампа не предпринимать подобных шагов на данном этапе и вместо того, чтобы высылать их, держать под пристальным вниманием и контролем до тех пор, пока они не спровоцируют внутренние беспорядки. Я объединяю и анализирую эти факты, чтобы лучше понимать расчёты и ведущуюся игру. Если роль Турции в нашем регионе усиливается, если президент Сирии – марионетка-спонсор Эрдогана, если Турция – союзник и покровитель Азербайджана, если в любой момент возможны новые действия против шиитского Ирана, то наиболее подходящим вариантом становится размещение суннитских наёмников на севере Ирана, в оккупированном Азербайджаном Арцахе.
Турция также должна быть вовлечена в сирийскую трясину безопасности, чтобы очернить её репутацию среди сирийцев, поскольку Турция зашла слишком далеко в Сирии и превысила отведённую ей роль. Следовательно, турецкое присутствие в Сирии должно быть каким-то образом ограничено, сдержано, вовлечённым в вооружённый конфликт. Американская политика очень прагматична, а разведка и службы безопасности знают всё и обо всех. В течение 15 лет ЦРУ США финансировало, спонсировало, предоставляло курдам оружие, боеприпасы, деньги и возможности, чтобы противостоять турецкому влиянию и, при необходимости, взорвать эту мину. А то, что произошло с Оджаланом и РПК, было лишь театром, чтобы не злить Турцию. Курдов принесли в жертву в Турции, но они контролируют Сирию. Поэтому, когда Анкара решит добиться господства в Сирии или Ираке, американцы, вероятно, закроют глаза на деятельность иранских вооружённых формирований, которые, несмотря на тяжёлые потери, всё ещё имеют вооружённые ячейки в Сирии и Ливане. Если США попытаются практически устранить свою роль, чтобы не представлять угрозы для Израиля, они могут вновь выйти на арену, на этот раз для противодействия растущему влиянию Турции. В любом случае, продолжение турецко-иранской опосредованной войны в Сирии возможно в любой момент. Конечно, именно на это рассчитывают Турция и Тегеран, и обе страны всё это время избегали прямой конфронтации, понимая, что развязывание войны в Сирии и нарушение стратегического баланса в пользу Израиля не отвечает ничьим интересам. Тем не менее, происходящее в Сирии — прямой индикатор, термометр будущей карты или геополитической архитектуры региона.
Сильное суннитско-джихадистское правительство в Сирии не отвечает интересам США и Израиля, и Израиль никогда не потерпит существования такого режима. Именно поэтому Израиль выступает в роли защитника сирийских друзов. По сути, ничего не изменилось: то, что началось 50 лет назад в Ливане, повторяется в том же духе. За 15 лет гражданской войны в Ливане у каждого государства региона был свой ставленник в Ливане: Франция – для маронитов, Израиль – для маронитов, друзов, Сирия – для палестинцев, христиан – для шиитов, саудовцы и американцы – по мере необходимости. В результате межобщинная ненависть в стране усилилась, и Ливан не смог и не сможет прийти в себя. Решение предлагают США: федерализация стран, то есть христиане, сунниты, шииты, друзы, курды – каждый сам за себя – получат автономию на определённой территории, якобы с перспективой сделать эти государства демократическими. Но на самом деле всё это делается, границы устанавливаются и изменяются с одной целью: ни одна община не должна иметь преимуществ. То, что произошло в Сирии, Ливане и Ираке, – чёткий сигнал арабским странам Персидского залива, Саудовской Аравии, Катару и Турции: будьте осторожны с политической поддержкой и позициями, иначе планы федерализации или взрыва страны изнутри дойдут и до них.
В то же время следует отметить, что 12-дневная ирано-израильская война, хотя и завершилась, продолжает взрывать обувные фабрики в Тегеране, горят жилые дома, и было бы наивно списывать всё это на жару и высокие температуры в таких условиях. Две недели назад я предостерегал от серьёзного отношения к заявлениям посла США в Анкаре Тома Барака. Он говорил о судьбе целого региона, а именно Большого Ближнего Востока, включая Южный Кавказ, а значит, и нас. Если США решили ограничить роль Турции в Сирии, если Вашингтон и Москва достигли консенсуса о необходимости контролировать роль Турции на Украине, то, чтобы более-менее удовлетворить аппетиты Анкары, США следует сделать два шага: во-первых, пожертвовать курдами в Турции, а во-вторых, переместить сферу жизненно важных интересов Турции с Ближнего Востока на Южный Кавказ.
И самым слабым звеном в этом регионе является Армения, которая постепенно объявила о разрыве с российской системой безопасности. В политике всё имеет свою цену, и было бы хорошо, если бы те, кого в Армении считают политически непрофессиональными, якобы проевропейски настроенными деятелями, хорошо это понимали. Ослабление российского и иранского влияния в нашем регионе не проистекает из национально-государственных интересов Республики Армения, Арцаха и армянского народа. Свержение авторитарного режима Пашиняна даст нам возможность правильно собрать карту союзников и найти выход, иначе Армения станет полем прокси-войн. С Россией и США не играют в игры. Если так будет продолжаться, и так называемые власти будут играть на российско-американских противоречиях, то этим воспользуются Турция и Азербайджан, либо Россия проявит топорный подход, либо мы окажемся под Турцией, в статусе вилайета, превратившись в коридор, обслуживающий турецко-азербайджанские интересы. Чаша терпения давно переполнена, и решения не принимаются сгоряча. Моя позиция известна: холодным расчетом и коллективным руководством мы должны свергнуть идеологию, разрушающую Армению, а именно – николинизм.