Внутритурецкие политические противоречия

Часть первая

 

Чтобы понять динамику внутриполитических процессов в Турции, закономерности борьбы за власть и в этом контексте отношения между межпартийными и экономическими группами давления, отношения с глубинным государством, согласованность и противоречия интересов этнополитических и религиозно-конфессиональных акторов, а также трансформацию региональной роли государства в настоящее время, необходимо сначала получить ответы на десятки глубоких вопросов. Тот факт, что ключевым субъектом антиэрдогановской политики является оппозиционная Республиканская народная партия, требует прояснения. Какое отношение арест крупнейшего оппозиционера Турции, мэра Стамбула, имеет к решению курдского вопроса, РПК и призыву Оджалана? Является ли Экрем Имамоглу угрозой для Эрдогана на предстоящих президентских выборах? Намерены ли Россия и США избавиться от популистской политики Эрдогана, которая вызвала многочисленные проблемы в евразийском и ближневосточном регионах? Как внутренняя напряженность в Турции повлияет на безопасность Армении? Будет ли Эрдоган уклоняться или считать Армению «внешним врагом», дав Алиеву еще один зеленый свет?

 

Давайте попробуем разобраться, что сейчас происходит в Турции. Очередной виток политических репрессий или настоящая борьба с коррупцией на фоне резко ухудшающихся экономических условий? Недавно турецкие прокуроры арестовали оппозиционного мэра Стамбула Экрема Имамоглу и одновременно провели обыски в его доме, на рабочем месте, а также в домах его родственников и членов партии. Также были арестованы высокопоставленные чиновники Стамбула, бизнесмены, известные журналисты и представители интеллигенции. Прокуроры Эрдогана обвиняют их в реализации коррупционных схем, отмывании денег и вымогательстве. Кроме того, Имамоглу обвиняют в руководстве бандой, сотрудничестве с террористами и хищении государственных средств. За арестом последовала обычная блокировка демонстраций на YouTube и в социальных сетях, ограничения на собрания для предотвращения протестов оппозиции, которые так и не состоялись, поскольку сторонники Имамоглу заполонили улицы трех главных городов Турции: Стамбула, Анкары и Измира, а оппозиция начала действовать по-своему в парламенте, даже бойкотируя заседания. К грубым нарушениям демократических норм в Турции добавляется и экономический фактор. Так, турецкая лира снова рухнула и достигла исторического рекорда в 41 турецкую лиру за один доллар США. Инфляция, по данным Bloomberg, составила 42% в феврале, что является самым высоким показателем за 20 лет. Было также принято абсурдное решение: Стамбульский университет аннулировал университетский диплом Имамоглу, хотя его до сих пор не лишили права преподавания. Это было сделано потому, что, согласно Конституции Турции, баллотироваться на пост президента может любой человек с высшим образованием, а Имамоглу является самым рейтинговым кандидатом в президенты от оппозиции, что представляет серьезную угрозу для Эрдогана на выборах в Турции в 2028 году. Интересно, что из конституции Армении изъято положение об обязательном высшем образовании, чем воспользовался Никол Пашинян. Правда, Эрдоган не может баллотироваться на пост президента третий раз подряд, поэтому конституцию нужно менять, и вопрос внесения изменений в конституцию для него не проблема, если он сможет нейтрализовать оппозицию. Такая же ситуация и в Армении.

 

Подчеркнем, что у Эрдогана запланирована встреча с президентом Трампом. Американский блюститель демократических ценностей и прав человека наверняка воспользуется этой темой для изменения позиций Турции или, по крайней мере, для оказания дополнительного давления на Эрдогана, которого Вашингтон, мягко говоря, давно не принимает и считает, что иметь такого союзника, как Турция, не только нецелесообразно для якобы ценностно ориентированного Запада. Очевидно, что Эрдоган также договорится с Трампом о продлении его полномочий на третий срок. Американская внешняя политика руководствуется реальными интересами, а не иллюзиями. Мы считаем, что глава Белого дома не даст Эрдогану зеленый свет, если тот не пойдет на уступки в геополитических вопросах. Руководствоваться исключительно государственными интересами должно также стать внешнеполитической стратегией Республики Армения, как это принято у государств с большим государственным опытом, и что, к сожалению, у нас в большинстве случаев не так. Поэтому они реагируют на события настолько, насколько это выгодно им: например, недавно советник президента США Майкл Уолтц потребовал от Азербайджана освободить армянских «заключенных», содержащихся в Баку.

 

Интересно, а где были эти люди во время этнической чистки, геноцида и лишения родины, проводимых Азербайджаном в Арцахе? Конечно, то же самое можно сказать и о населении Газы, особенно если учесть, что нас в Арцахе было 120 (150) тысяч, а палестинцев — 1,5 миллиона. Возникает вопрос: почему один из ключевых чиновников Белого дома обращается к Алиеву с вопросом, который в этих геополитических условиях не вытекает из приоритетов американских интересов? В политике есть негласный закон: чтобы добиться большой уступки, выдвинь неприемлемое требование, а тема пленных — как кнут, которым при необходимости огреют голову Баку. Другими словами, для Вашингтона крайне важно, чтобы Азербайджан был государственным образованием, не обслуживающим интересы России на Южном Кавказе, и Трамп с Путиным наверняка обсудят вопрос архитектуры безопасности Южного Кавказа на предстоящей встрече в Саудовской Аравии.

 

По нашему мнению, Турция также будет включена в круг обсуждаемых вопросов, поскольку политика, проводимая этим государством, не нравится ни Москве, ни Вашингтону, по крайней мере, в Сирии и Украине, где пересекаются интересы России и Запада. Противоречия между Имамоглу и Эрдоганом являются главной внутриполитической миной в Турции, и Эрдоган видит в нем серьезную угрозу своей власти. Давайте разделим подходы двух фигур по наиболее важным вопросам.

 

  1. Политическая платформа и идеология

 

Эрдоган: происламистский, правоцентристский, националистический и авторитарный политик, который правит Турцией уже много лет, возглавляя Партию справедливости и развития (ПСР).

 

Имамоглу: Либеральный правоцентристский и светский политик, представляющий оппозиционную Республиканскую народную партию (НРП) и выступающий за укрепление демократических институтов.

 

  1. Стамбульское соперничество

 

Эрдоган: Считает Стамбул одним из столпов своей власти, поскольку сам начал свою политическую карьеру в этом городе в качестве мэра (1994-1998). В 1999 году он был арестован по той же причине представителями правящей тогда Республиканской народной партии. Оказывается, он мстит партии, которая посадила его в тюрьму, когда он был мэром Стамбула.

 

Имамоглу: Его победа на выборах мэра Стамбула в 2019 году стала серьезным ударом для Эрдогана, поскольку он потерял контроль над экономическим и политическим центром страны. Даже отмена первых выборов и назначение новых не помешали Имамоглу победить. Стамбул представляет собой смесь исламских и либеральных черт.

 

  1. Судебное преследование

 

Администрация Эрдогана неоднократно пыталась ограничить Имамоглу в политическом плане, обвиняя его в различных правовых нарушениях в 2022 году.

 

Имамоглу был приговорен к 2,5 годам тюремного заключения по обвинению в «оскорблении государственных органов», что считалось политическим преследованием.

 

  1. Экономическое видение

 

Эрдоган: проводит централизованную экономическую политику, которая включает масштабные государственные программы и строительные проекты, часто с коррупционными рисками.

 

Имамоглу: В Стамбуле он пытается создать более прозрачную модель управления, сокращая коррупцию и внедряя программы социальной помощи.

 

  1. Внешняя политика

 

Эрдоган: проводит агрессивную и популистскую внешнюю политику с Россией, США, ЕС, Ближним Востоком, Кавказом, периодически меняя свои позиции.

 

Имамоглу: занимает более проевропейскую позицию и выступает за укрепление демократии и прав человека.

 

  1. Очередные/досрочные президентские выборы (2028)

 

Эрдоган: всячески пытается отстранить Имамоглу от политики с помощью судебных разбирательств и административных препон. Его арест — это не просто вопрос ареста оппозиционного мэра, а вопрос внутриполитической перестройки Турции, интересов международных игроков и проявления долгосрочных планов Эрдогана.

 

Имамоглу: считается одним из возможных главных противников Эрдогана на предстоящих президентских выборах.

 

Цель всего этого анализа – раскрыть состояние Турции, с которой нам рано или поздно придется иметь отношения, понять глубинную динамику внутренней и внешней политики Турции, тем более, что текущие и предстоящие процессы будут судьбоносными для нескольких государств и народов региона, в том числе и для нас.

Читайте также