Гюлистанский договор: уроки прошлого и опасные параллели сегодня

Часть первая

 

В преддверии Гюлистанского договора. В начале XIX века главным стратегическим направлением России было господство над всем Закавказьем и наличие четкой и прочной государственной границы с Турцией и Персией, населенными христианскими народами, которые, естественно, предпочитали Россию Турции и Персии. Сегодня, к сожалению, Россия, похоже, отклонилась от этой стратегии, и результат очевиден – в ущерб России. Также фактом является то, что, исходя из собственных интересов, Россия, еще со времен Петра Великого и Екатерины II, давала непомерные политические обещания, особенно армянам.Խաղաղություն առանց ուժի. ո՞ւմ են ծառայում խաղաղության պոպուլիստական կոչերը

 

В конце XVIII – начале XIX веков армяне были лишены государственности, и, естественно, Армянская церковь имела в этой ситуации большое влияние. Интерес России к самой Армянской Церкви постоянно рос, и неслучайно, что Россия стала по-своему покровительствовать и поощрять активных, пророссийски настроенных католикосов, как и Персия. В 1799 году, после смерти католикоса Луки, между Россией и Персией разгорелась борьба за католикосский престол, и католикосом стал известный сторонник русской политики Даниил. Персия не могла мириться с усилением российского влияния в Закавказье. Сложилась интересная геополитическая ситуация. В то же время Наполеон Бонапарт стремился создать прочный турецко-персидский союз против России, заверяя обе стороны в оказании всесторонней помощи турецко-персидским армиям. Подчеркнём, что в период правления Петра Великого и Екатерины Великой при русском дворе преобладало мнение о необходимости восстановления армянской государственности в Закавказье или создания объединённого армяно-грузинского царства. Согласно этому мнению, объединенные силы пророссийски ориентированных армян и грузин станут серьезным барьером против Персии и Турции и превратятся в своего рода буферное государство или государства. Интересно, что позднее идея создания подобного буферного армянского государства против России возникла и среди турок, начиная с марта 1914 года, и впервые была высказана во время встречи представителя турецкого правительства с представителями АРФД по просьбе турецкой стороны.

 

В Турции эта идея сохраняется с определенными перерывами и по сей день в некоторых турецких политических кругах, что было также недавно высказано на президентских выборах в Турции политическим оппонентом Эрдогана, кандидатом в президенты от Народно-республиканской партии Кемалем Кылычдароглу. По нашему мнению, идея буферного государства реализуется персидскими властями с середины XIX века, поддерживая тесные отношения с Арменией и стремясь видеть более сильного союзника, более сильную Армению. Забегая вперед, отметим, что, по нашему убеждению, именно идея становления буферным государством, в результате чего мы можем занять интересное политическое положение между Россией, Ираном, Турцией и Западом, должна стать одним из основных направлений внешней политики Армении сегодня, когда интересы всех диктуют иметь развитую Армению, но этот процесс должен осуществляться с серьезной, профессиональной и художественной политикой.

 

Возвращаясь к теме, отметим, что армяне и грузины были глубоко потрясены неожиданным выводом русских войск из Закавказья. Однако ситуация вновь изменилась, когда 18 января 1801 года император Павел I опубликовал манифест о присоединении Грузии к России, отвечая на просьбу Георгия XII. Сменивший Павла в 1801 году Александр I сначала занял выжидательную позицию, а затем продолжил политику своих предшественников. Ход событий особенно изменился, когда командующий русской армией П. Цицианов, ещё не получив решения царского суда, напал на Гандзак и захватил его. Подчеркнём, что в составе русских войск сражался армянский добровольческий отряд. Армянское население Гандзака с энтузиазмом встретило русских. В этой ситуации Персия, естественно, не могла смириться с потерей Грузии и Гандзака, а учитывая обещанную Англией и Францией помощь, персидский шах Фетх-Али и наследный принц Аббас-Мирза начали готовиться к войне против России. Действительно, русско-персидско-турецкие и русско-франко-английские отношения в Закавказье были напряжёнными.

 

В мае 1804 года генерал Цицианов двинулся к границам Ереванского ханства. Началась русско-персидская война, известная в историографии как Первая русско-персидская война. Это была война за установление контроля над Кавказом. После 1805 года позиции России укрепились, особенно после захвата и установления прочного контроля над Карабахом и Шуши. Война продолжалась до 1813 года и завершилась победой русских. Персия, ослабленная экономикой и военной техникой, не смогла преодолеть превосходство русской армии. Затянувшаяся война еще больше истощила ресурсы Персии в экономике и армии.

Читайте также