Дорога к катастрофе: потеря государственности в обмен на мир
17.07
2025
Часть вторая
Чтобы вернуть контроль над дорогой, принадлежащей Армении, Баку намерен добиться следующих шагов на переговорах с Пашиняном:
- Армения должна «вернуть» Азербайджану Тигранашен, а на северо-востоке, в Тавуше, ещё три села, или, так сказать, все «анклавы». Не исключаю, что этот процесс произойдёт как можно скорее, в течение ближайших недель.
- В декабре этого года состоится заседание Совета министров ОБСЕ, который является высшим исполнительным органом этой структуры и проводит саммит раз в год, в декабре. Не исключаю, что в Секретариат ОБСЕ будет подана совместная заявка Еревана и Баку о роспуске Минской группы ОБСЕ. (Напомню, несколько месяцев назад я писал об этом в отдельной аналитической статье и обосновал, почему и как этот процесс может быть сорван). Никол и Алиев сделают это, чтобы раз и навсегда закрыть арцахский вопрос, объявив о завершении армяно-азербайджанских мирных переговоров и о подписании мирного договора.
- Самое опасное ожидание – это то, что Никол изменит Конституцию и вынесет её на референдум в ходе следующих парламентских выборов, ожидаемых в 2026 году. Ссылка на Декларацию независимости будет удалена из преамбулы новой Конституции. Это не секрет, в какой бы форме ни было заявлено об отсутствии у Армении территориальных претензий ни к одному государству. Дело не в том, что в действующей Конституции такого требования нет. Никол добавит такой глупый текст в Основной закон Армении. Не исключаю, что в новой версии Конституции они также попытаются изменить парламентскую модель правления. Я также убеждён, что президентская модель правления более свойственна нашему менталитету, я не говорю, что она лучше, поскольку все три формы правления имеют свои преимущества и недостатки. Проблема заключается в эффективном системном управлении, но это тема для отдельного обсуждения. С изменением формы правления Никол и его хунта безумцев будут править как минимум ещё 10 лет, пока де-факто окончательно не передадут ключи от Еревана Турции и Азербайджану. Естественно, все факторы, препятствующие реализации такой программы, должны быть устранены, как я уже упоминал: Армянская церковь, АРФД и оставшиеся национальные силы. Цель Никола Пашиняна — не использовать поправку к Конституции на благо страны, а продлить и укрепить собственную власть. В рамках этого процесса он и его соратники взяли на себя обязательство пресечь деятельность АРФД в Армении.
Конец всего этого будет самым плачевным — Николу вручат Нобелевскую премию за государственную измену. Не исключаю, что он сам поедет в Анкару, выступит в Великом национальном собрании Турции и попытается сыграть роль Анвара Садата. Я говорил это 5 лет назад и убеждён, что единственный способ спасти свою побеждённую армянами сущность — стать лауреатом Нобелевской премии мира, чтобы оставаться под надёжным международным контролем. Турция, под давлением Запада, нерешительно заявит, что да, Геноцид был, за который мы приносим извинения, но у Армении нет и не должно быть никаких требований: ни компенсаций, ни материальных, ни моральных, ни территориальных. Более того, через несколько лет Никол будет убеждён, что правильный — Карсский договор, который должен быть дважды ратифицирован, и должен быть подписан новый договор между Турцией и Арменией. Вот что нас ждёт — эта искажённая судьба с искажённым правительством. Крёстным отцом вышеупомянутой запланированной программы является Запад, который также должен разделить Нобелевскую премию с мелкими игроками, Алиевым и Пашиняном. Западу нужна внешняя победа, чтобы прокормить собственных граждан. На Украине дела идут плохо, русские твёрдо стоят на своих интересах, ситуация на Ближнем Востоке неутешительная, и возможен расчленение и разрушение нескольких государств – новое соглашение Сайкса-Пико. Ирак, Сирия и Ливан находятся под угрозой расчленения. Ключевым в этом регионе, как я уже тысячу раз говорил, остаётся курдский вопрос, которому будет предоставлена ограниченная автономия в Сирии, что сдержит чрезмерные аппетиты Турции. Турция разделит Сирию и распространит своё влияние на Алеппо и Идлиб. Более того: город и район Триполи в Ливане, который является протурецким, куда Анкара вложила серьёзные инвестиции за последние 15 лет и сделала этот суннитский город своим, может отделиться от Ливана и присоединиться к другому сирийскому региону, на который также распространится турецкое влияние.
Теперь давайте обсудим, какое отношение всё это имеет к Сюнику.
В вашингтонских коридорах циркулирует новая адская программа, цель которой — перекроить карту Большого Ближнего Востока, о чём американские центры принятия решений говорят с 2003 года, после вторжения в Ирак. Об этом говорили и Питерсон, и Кондолиза Райс, и другие. Программы перекройки региона регулярно обновляются и доводятся до сведения общественности. США хотят изменить философию управления государствами, а не режим или администрацию. Проще говоря, если в Сирии есть алавиты, друзы, сунниты, шииты, курды, туркмены, христиане, и они не ладят друг с другом, то режиму в Дамаске нужно помочь и облегчить бремя, перейдя к федерализации. Внешне государство останется прежней территорией, у всех будет один флаг – государственный, но параллельно – свои этнические или религиозные символы, проще говоря – Чечня, Ингушетия, Калмыкия, Калифорния, Невада и другие федеральные единицы. Но если в случае США независимость этих федеральных единиц невозможна, то в случае такого слабого государства, как Сирия, это вопрос времени. Франция и Великобритания, как бывшие колонизаторы, а в последние полвека и Америка, могут в любой момент спровоцировать межрелигиозные или межэтнические столкновения, межконфессиональные войны и, например, подтолкнуть маронитов, христиан или шиитов в Ливане или Сирии взяться за оружие и восстать против Центра, чтобы сохранить собственное существование, требуя независимости. 15 лет ливанской гражданской войны 1975–1990 годов – лучшие примеры, не говоря уже о бурных событиях последующих десятилетий. А где в этой резолюции Турция? В США говорят о создании неоосманских государств. В настоящее время в Турции насчитывается 81 штат или регион. С новым предложением они станут 9 или 10 укрупнёнными регионами, как минимум в двух из которых курдское большинство. По сути, такая идея была у одного из столпов турецкого государства, лидера военного переворота 1980 года, а затем президента Турции Кенана Эврена, и с 80-х годов прошлого века Турция думала о реализации этой идеи, которая пользовалась поддержкой Америки, поскольку лично Эврен и турецкие вооружённые силы находились под прямой защитой или покровительством НАТО и США. Теперь, похоже, программа актуализируется по той же логике, но с другой методологией. Турции хотят передать контроль над суннитскими офисами в Сирии и Ливане, и когда посол Вашингтона в Анкаре говорит об этом, то к вопросу не следует подходить поверхностно. Это не случайное заявление, а системный геополитический посыл. И если Армения не поймет этот посыл правильно, она может оказаться в положении объекта процесса, а не субъекта.
Так, посол США в Турции Томас Барак говорит о необходимости формирования «новых региональных образований», особенно на севере Сирии. Он намекает на перекройку границ Ливана, преобразование Турции в новые, современные образования, современные модели государств. Я уже упоминал, что с 2003 года американцы продвигают проект «Нового Ближнего Востока», и тогда же шли разговоры о федерализации Ирака, образовании Курдистана, разделе Сирии и даже о возможности территориальных изменений в Армении. Сегодня та же доктрина возвращается с изменённой формулировкой:
- решить курдский вопрос не путём провозглашения государства, а путём «контролируемых автономий»,
- утвердить влияние Турции как территориальный, а не дипломатический фактор,
- навязать мир тем странам, которые не имеют поддержки.
Это означает, что если Турция усилит свой контроль в Сирии посредством создания «зон безопасности», то та же модель может быть применена к Армении, например, путём требования Сюникского коридора, стратегического давления на Джермук, открытия фронта в направлении Тавуша. Это означает биполярное давление Турции и Азербайджана под видом мира. Правительство Пашиняна обещает открытие границ, региональную интеграцию и экономическое развитие в рамках мирной повестки. Но за пределами дипломатических документов, в реальной жизни мы видим:
- Азербайджан постоянно говорит о концепции «Западного Азербайджана»,
- Турция связывает «нормализацию» отношений с Арменией с полным закрытием арцахской проблемы,
- На фоне односторонней поддержки Ирана международные позиции Армении продолжают ослабевать.
Параллельно со всем этим у Армении нет внешнеполитической инициативы. В Кэмп-Дэвиде в 1978–1979 годах Египет инициировал процесс восстановления государства. Здесь этот процесс навязывается Армении в угоду интересам крупных региональных игроков, в частности Турции. У Азербайджана нет времени, и альтернативой ухудшению отношений с Россией является политика поиска беспрепятственного маршрута через Сюник в обход Ирана и России. Если Кэмп-Дэвид был классическим примером применения модели «территории в обмен на мир», то здесь мы имеем почти обратный процесс: уступки без обеспечения безопасности, якобы в обмен на мир. И Армения вновь оказывается на перекрестке геополитического яблока раздора:
- Запад хочет «открыть» Кавказ, чтобы контролировать границы Ирана,
- Турция стремится объединить «тюркский мир» от Каспийского моря до Средиземного моря,
- Россия пока молчит и продолжает терпеть геополитическое унижение,
- Иран предупреждает, но Ереван отказывается от иранских практических механизмов безопасности.
И в этом контексте Армения стремится к миру без безопасности, без собственной повестки дня, без баланса сил. Предлагаемая Армении «мирная» модель не имеет ни баланса, ни баланса интересов. Есть только принуждение, расплывчатые обещания в обмен на односторонние уступки. И это без механизмов безопасности, без гарантий мира, без механизмов мониторинга международных обязательств. Именно к этому и стремится антиармянское правительство Армении, и для того, чтобы всё это стало реальностью, ему придётся подавить и держать под замком все национальные силы и акторы.
Что делать – вот главный вопрос. Я много раз говорил, что национальное пробуждение без единой капли крови – в противовес Николу, чьи месяцы сочтены, и его диктаторское поведение в стране – тому подтверждение. В нужный момент немного честные и быстро соображающие члены дети его собственной партии, у которых ещё осталась капля патриотизма, предадут фюрера с поцелуем Иуды, и национальное возмущение и смена власти станут реальностью.