Как Баку пытается играть с огнём, не обжигаясь?

Мехди Сейф Тебризи – эксперт по Азербайджану

 

В последние дни отношения между Баку и Россией достигли беспрецедентного в истории отношений двух стран уровня напряжённости.

После ареста и избиения нескольких граждан Азербайджана в российском городе Екатеринбурге 15 лет назад по обвинению в серии убийств, в результате которых погибли двое граждан Азербайджана, Баку отреагировал нетипичным для постсоветского государства образом. Власти Баку не только обвинили российские силовые структуры в преднамеренном убийстве своих граждан, но и приняли такие меры, как отмена всех культурных программ, связанных с Россией, проверка бакинского офиса информационного агентства «Спутник», а также арест его сотрудников и нескольких российских граждан, работающих в сфере информационных технологий.

Согласно фотографиям, опубликованным бакинскими информационными агентствами, граждане России были избиты и арестованы по обвинению в незаконном обороте наркотиков и кибермошенничестве. Эти действия сопровождались резкой критикой Москвы со стороны государственных СМИ Республики Баку, и теперь у российских граждан в Азербайджане постоянно проверяют документы, а порой даже подвергают насилию. Такая реакция бакинских властей представляется несоразмерной первоначальному событию. Насилие и произвол сил безопасности были обычным явлением как в России, так и в Азербайджане, но ранее не приводили к дипломатическим кризисам.

Похоже, гибель двух граждан Азербайджана в Екатеринбурге стала для Баку лишь предлогом для укрепления своих позиций внутри страны и за рубежом. Эти действия, которые можно назвать «дипломатическими проделками», являются частью продуманной стратегии руководства Баку, направленной на то, чтобы оспорить влияние Москвы на Южном Кавказе и добиться от России политических и геополитических уступок.

 

* Причины напряженности: Зангезур, сбитый самолет и слабость Москвы

 

Жесткая реакция Баку последовала в тот момент, когда двое жертв екатеринбургского инцидента, братья Хусейн и Зияддин Сафаровы, имели сомнительное прошлое и обвинялись в организованной преступности и убийствах других азербайджанцев в России 15 лет назад. Однако Баку проигнорировал эти детали и воспользовался возможностью для конфронтации с Москвой. По данным Washington Post, вскрытие, проведенное в Баку, показало, что оба мужчины скончались от жестоких побоев и внутреннего кровотечения.

Россия, находящаяся под самыми жесткими санкциями Запада с начала войны на Украине, стала зависеть от Азербайджана как от ключевого партнера в логистических и инфраструктурных проектах, таких как транзитный маршрут «Север-Юг» (Россия-Иран-Индия). Однако следует отметить один важный момент: после начала конфликта на Украине влияние Москвы на Южном Кавказе резко снизилось. Российские миротворческие силы, которые были размещены в Арцахе после войны 2020 года между Арменией и Республикой Баку, не только не отреагировали на блокаду региона со стороны Баку, но и не вмешались в военную операцию Баку в сентябре 2023 года, которая привела к полному разрушению Карабахского региона (Степанакерта).

Первая попытка Баку навязать Москве новые правила была предпринята в конце 2024 года, когда самолёт авиакомпании Azal был по ошибке сбит российскими ПВО. Самолёт, следовавший из Баку в Грозный, разбился в Казахстане, в результате чего погибли 67 человек. Тем временем, в первые часы после инцидента Баку потребовал наказать виновных без проведения экспертизы. Напряжение удалось разрядить только благодаря личным извинениям Владимира Путина, выплате компенсаций и установке памятника Гейдару Алиеву в Москве. Этот опыт показал Баку, что противостояние и вызов Москве могут приносить определённую политическую выгоду, и, с точки зрения Баку, инцидент в Екатеринбурге может стать новой возможностью для продолжения этой стратегии.

 

* Дипломатические проделки: инструмент давления Баку на Москву

Провокационные действия Баку, которые можно назвать «дипломатическими проделками», можно рассматривать по нескольким направлениям:

Провокации в прессе и публичная критика Москвы: Бакинские государственные СМИ развязали беспрецедентную волну критики в адрес Москвы, которая, по мнению политолога Арифа Юнусова, напрямую направлялась и координировалась представителями правительства Баку. Эта критика распространяется не только на инцидент в Екатеринбурге, но и на общую политику России на Южном Кавказе, и даже на негласную поддержку Москвой Армении в прошлом. По данным Института Джеймстауна, эта медиа-волна была призвана мобилизовать внутреннее общественное мнение против России и привлечь внимание Запада к «независимости» Баку от политики Кремля. Например, депутат парламента Республики Баку Торал Гянджали выступил с резким заявлением, обвинив Россию в «шовинизме, дискриминации и исламофобии» и заявив, что политика Кремля в отношении иммигрантов и меньшинств носит систематический характер.

Символические события и снижение влияния российской культуры.

Отмена всех культурных программ, связанных с Россией, включая концерты и совместные мероприятия, а также закрытие офиса «Русского дома» (Россотрудничества) в Баку были признаками попытки уменьшить культурное влияние Москвы. По сообщениям СМИ Республики Баку, этот культурный центр обвинялся в содействии операциям российской разведки в Баку, и его закрытие стало чётким сигналом Кремлю о том, что Баку больше не желает терпеть косвенное влияние Москвы. По данным телеканала Al Jazeera, стратегия демонстрации независимости Баку также включала отмену парламентских заседаний и визитов высокопоставленных российских чиновников, таких как вице-премьер Алексей Оверчук.

Аресты и целенаправленные обвинения в отношении российских граждан: Арест сотрудников бакинского офиса Sputnik и нескольких других российских граждан, некоторые из которых были идентифицированы как агенты Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, стал одним из самых смелых шагов Баку на сегодняшний день. Euronews сообщил, что мужчины были арестованы по обвинениям в мошенничестве в особо крупном размере, незаконной предпринимательской деятельности и отмывании денег, однако их фотографии со следами побоев были опубликованы аналитиками в попытке унизить Москву и продемонстрировать способность Баку ответить Кремлю. Например, в одном из постов в социальной сети X предполагалось, что аресты стали прямым ответом на жестокое обращение российской полиции с азербайджанцами в Екатеринбурге.

Близость с противниками Москвы и геополитическая провокация: Телефонный разговор Ильхама Алиева с президентом Украины Владимиром Зеленским на фоне кризиса между двумя столицами и заявления Баку о поддержке Киева в борьбе с российским «терроризмом», по мнению The New York Times, был преднамеренным шагом, направленным на провокацию Кремля. Зеленский поддержал Баку в борьбе с российскими «угрозами» во время телефонного разговора, а пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал разговор попыткой Украины «подлить масла в огонь». Более того, укрепление отношений с Турцией, в частности, предложения Эльдара Намазева, бывшего чиновника правительства Гейдара Алиева, о создании турецкой военной базы в Азербайджане, свидетельствует о попытке Баку заменить российское влияние на турецкое. По данным телеканала Al Jazeera, успехи Бакинской Республики в 2020 году при турецкой военной поддержке, в частности, использование беспилотников с флагами, придали Баку большую уверенность в возможности оспорить доминирование Москвы на Южном Кавказе. В некоторых нотах X также упоминается возможное соглашение между Турцией, Бакинской Республикой и Арменией о «Зангезурском транзитном коридоре», направленное на исключение России из регионального уравнения, что, конечно же, выглядит как шутка в СМИ.

Использование Москвой региональных слабостей:

Баку прекрасно осознаёт снижение влияния России на Южном Кавказе. По данным издания «Kyiv Independent», вывод российских миротворческих сил из Карабаха и невмешательство Москвы в запланированную военную операцию Республики Баку в регионе в 2023 году были интерпретированы Баку как признак стратегической слабости России. Эта ситуация, в сочетании с западными санкциями против Москвы из-за войны на Украине, дала Баку возможность оказывать давление на Москву провокационными действиями, такими как ограничение деятельности российских государственных СМИ, таких как «Спутник». По данным российского аналитического сайта «Riedel», Республика Баку даже использовала кибератаки на свои правительственные сайты, приписываемые России, в качестве предлога для ужесточения мер против Москвы.

* Внутренние и международные интересы Баку

Действия Баку основаны на двух основных мотивах. Внутри страны победы на зарубежных рынках стали основным источником популярности Ильхама Алиева после его победы во второй карабахской войне в 2020 году. Страна сталкивается с такими проблемами, как экономическое неравенство, низкие доходы большинства населения и подавление любой неконтролируемой политической или общественной активности. Даже сухопутные границы Баку остаются закрытыми после пандемии COVID-19 2020 года, особенно граница с Ираном, что свидетельствует о чувстве незащищённости властей страны.

Это происходит в то время, когда успех в возвращении Карабаха больше не объединяет общество, как раньше, а прямой конфликт с Арменией является высокорискованным вариантом для руководства Баку из-за потенциального отсутствия поддержки со стороны Турции. В этих обстоятельствах напряженность в отношениях с Россией как с приемлемым противником рассматривается как эффективный инструмент социальной сплоченности и отвлечения общественного мнения от внутренних проблем и шаткой легитимности Алиева, унаследовавшего власть в 2003 году. На международной арене Баку давно стремится позиционировать себя как надежного энергетического партнера и стабильную, светскую альтернативу западным институтам в регионе, однако внутреннее давление со стороны некоторых западных стран подрывает этот имидж. Текущая напряженность в отношениях с Москвой позволяет Баку отвлекать внимание Запада от нарушений прав человека на свою «независимую» и даже «антироссийскую» позицию. Эта позиция, особенно в сочетании с общественной поддержкой Украины и недавним телефонным разговором Алиева с Зеленским, помогает Баку позиционировать себя как стратегического союзника Запада в борьбе с Россией и снизить чувствительность Запада к внутренним проблемам. По данным Middle East Eye, Баку использует изоляцию России, вызванную войной на Украине, для усиления своего влияния на энергетических рынках и транзитных коридорах, в частности, путем укрепления связей с Турцией.

* Кризисные границы и управление напряжённостью

Несмотря на это противостояние, Баку старается не допустить выхода напряжённости из-под контроля. Дипломатические отношения не разорваны, существующие соглашения выполняются, послы обеих стран остаются на своих должностях, и никаких ограничений на торговлю не введено. Это свидетельствует о том, что при необходимости стороны могут быстро снять напряжённость и вернуться к нормальным отношениям. По мнению азербайджанских экспертов, Республика Баку стремится к равноправным отношениям с Москвой, а не к подчинению ей, как Беларусь. Пассивная реакция России, вовлечённой в войну на Украине, позволила Баку продолжать эти ухищрения без серьёзных потерь. Кремль даже не отреагировал всерьёз на арест и избиение своих граждан в Баку, а официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала отношения между двумя странами «стратегическим союзом» и обвинила Украину в этой «временной напряжённости». Однако в последние дни российское общественное мнение, а также политические и экономические активисты резко негативно отреагировали на политику Баку. Эта часть российского общества призвала к более активному отстаиванию политических и экономических интересов Республики Баку в России, вплоть до того, что некоторые частные коммерческие рынки препятствовали деятельности азербайджанских компаний, а другие выступали за возвращение районов Загалата и Балакен Дагестану. Эти территории населены лезгинами, аварцами и дагестанцами, которые в прошлом становились объектом некоторых российских националистических проектов.

* Перспектива: играть с огнём, не обжигаясь

В силу своей экономической зависимости от России, включая поставки запчастей, топлива и рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, Баку не может пойти на риск полного разрыва с Москвой.

Сорок шесть процентов денежных переводов в Республику Баку поступает из России, а более 3 миллионов азербайджанцев живут и работают в стране. Усиление давления Москвы на этих мигрантов и их принудительное возвращение в Республику Баку может обернуться для правительства Алиева серьёзными экономическими и политическими издержками. Конечно, такой подход Баку очень похож на внешнюю политику Турции: агрессивные действия, но без полного разрыва отношений и манёвров между различными блоками сил или колебаний между великими державами. Скорее всего, эта напряжённость, включая инцидент со сбитым самолётом, спадёт без серьёзных последствий для двусторонних отношений, но сам факт того, что Баку осмелился на подобные выходки, свидетельствует о существенных изменениях на Южном Кавказе.

Результат подобных действий постсоветских стран, осуществляемых без конкретной и вразумительной реакции Москвы, может свидетельствовать о том, что Россия больше не рассматривается в Центральной Азии и на Кавказе как сила, с которой необходимо считаться. В будущем восстановление этих позиций станет для Кремля важнейшей задачей в регионе, где его влияние с каждым днем уменьшается.

Источник: https://vatanemrooz.ir/fa/news/408695/%D8%A2%D8%AA%D8%B4%E2%80%8C%D8%A8%D8%A7%D8%B2%DB%8C-%D8%A8%D8%A7%DA%A9%D9%88-%D8%AF%D8%B1-%D9%82%D9%81%D9%82%D8%A7%D8%B2

Читайте также