Турецко-израильская игра: Сюник, «Коридор Давида» и Сирия Автор: Абраам Гаспарян

Текущие геополитические события меняются так стремительно, что едва успеваешь угадать, что будет дальше. Например, Франция в шоке. Naval Group, крупнейшая компания в арсенале ВМС Франции, производящая подводные лодки, авианосцы и боевые корабли, подверглась беспрецедентной кибератаке. Подчеркнём также, что эти авианосцы являются носителями ядерного оружия. Всего через 24 часа после заявления Елисейского дворца, в котором официальный Париж объявил о намерении проголосовать за признание Палестинского государства в ООН этой осенью, секретные коды французских ВМС, архивы, разговоры сотрудников, переписка, разведывательные данные других стран — в общей сложности 13 гигабайт электронных документов — были полностью взломаны. Это напоминает отключение электроэнергии в Испании несколько дней назад, когда вся электросеть страны была обесточена на 12 часов из-за кибератаки после аналогичного заявления Мадрида о намерении признать государство Палестина.

 

Думаю, что правительство Армении, признавшее Арцах частью Азербайджана, идёт по тому же пути, поскольку векторы внешней политики направлены в противоположные стороны. Так, с одной стороны, Армения признала армянский Арцах частью Азербайджана, пойдя против его независимости, что является основанием для новой войны, с другой стороны, накануне, 21 июня 2024 года, проведя телефонный разговор с Эрдоганом, признала независимость Палестины, присоединившись к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, обосновав это шагом к установлению мира. Как видим, слова излишни, особенно если учесть, что провозглашение государства Палестина не зависит от политической воли Еревана. Я неоднократно затрагивал эту тему, отмечая, что в логике Нового Ближнего Востока государство Палестина должно быть объявлено с определённым статусом, в частности, в нынешние неоднозначные времена, когда Вашингтону удалось в значительной степени нейтрализовать шиитский фактор в Сирии и Ливане, будущее палестинское государство с самого рождения будет беззубым, без оружия и с ограниченным доступом к морю. Иными словами, всё это станет своего рода международным шагом, направленным на прекращение вооружённой борьбы, что успокоит страсти арабов, обуздает антиизраильские действия и заставит Саудовскую Аравию и арабские страны Персидского залива инвестировать, развивать экономику, а люди будут жить с открытыми границами, с возможностью свободной торговли и передвижения.

 

Я много говорил о региональной роли и значении Саудовской Аравии и подчёркивал необходимость для официального Еревана продемонстрировать инициативную внешнюю политику и добиться максимума за счёт экономической дипломатии. Американцы не зря заигрывают с саудовцами. Оставляя в стороне американские интересы и интересы в отношении саудовских нефтяных ресурсов на протяжении последних 30 лет, отметим, что Саудовская Аравия является уникальным центром суннитского мира и не желает уступать эту эстафету союзнику Вашингтона – Турции. Но это политика, и каждый пытается перетянуть «одеяло» на свою сторону. Если США, хотя бы частично, не удовлетворят требования Саудовской Аравии, то есть главного представителя суннитов, то она потеряет своё место и роль на новой мировой экономической карте.

 

США – враг Китая, и логично, что в рамках программы «Новый Шёлковый путь» или «Один пояс, один путь» Вашингтон стремится усилить конкурентов Пекина в регионе, в данном случае Индию. Это было наглядно продемонстрировано во время недавней индо-пакистанской войны, когда Китай неустанно помогал противнику Индии – Пакистану, а США, сами того не желая, поддержали Дели. Кстати, в Индию уже отправлена ​​партия вертолётов «Апачи», которые США редко продают другим странам, но Индия получила этот арсенал в рамках сделки на 600 миллионов долларов. Проблема здесь многогранна, поскольку принятие ряда пакистанских решений не может обойти институт вооружённых сил страны, а пакистанская армия, по сути, находится под американским противовесом. Стоит отметить, что США, помимо Китая, отслеживают и контролируют баланс сил в этом регионе. Поэтому создание альтернативных путей мировой торговли – один из приоритетов США, даже за пределами украинского болота. Чтобы появилась альтернатива китайскому маршруту, в игру должно вступить региональное государство уровня Китая – Индия. А маршрут из Индии должен пройти через Ближний Восток, а оттуда – в Европу. Поэтому сегодня ключевая роль на Ближнем Востоке отведена Саудовской Аравии. Ещё 7 месяцев назад, когда Дональд Трамп возглавил Белый дом, я обращался к этой теме в специальном анализе и прогнозировал, что в рамках антикитайской кампании США необходимо новое определение старого союзника на Ближнем Востоке, отметив объективное прекращение боевых действий в Газе, которое уже становится реальностью. США должны выйти на Саудовскую Аравию через Индию, которая, как я уже упоминал, является ключевым игроком в исламском мире, непревзойдённым нефтяным гигантом. И неслучайно Трамп откликнулся на призыв наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана и снял американские санкции с Сирии, тем самым освободив дипломатическое, экономическое и политическое пространство в Сирии для саудовцев, которые, в свою очередь, должны уменьшить роль Турции в Сирии. Игра большая, и расположение шахматных фигур может измениться в любой момент.

 

Без относительно безопасного Ближнего Востока невозможно создание альтернативного торгово-экономического мегамаршрута. В рамках этого процесса были нейтрализованы проиранские вооружённые группировки и укреплена безопасность Израиля, поскольку всем игрокам было ясно, что если Иран одновременно активизирует свои лояльные прокси-силы в странах шиитского полумесяца – Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Палестине – от «Хезболлы» до ХАМАС, хуситов, «Народных союзов», фатимидов, захраянов – если все они начнут действовать одновременно, то существование государства Израиль будет поставлено под вопрос в течение 24 часов. И превентивный удар Израиля и обеспечение участия в нём США преследовали именно эту цель – добиться того, чтобы Иран стал послушным и не мешал региональному сотрудничеству или крупным экономическим проектам в нужный момент.

 

В то же время возникает логичный вопрос: кто должен обслуживать столь большой и длинный путь – от инфраструктуры до сферы услуг? Ответ логичен: население Индии, которое станет конкурентом китайской рабочей силы в азиатском регионе. Индийцы работают конкурентоспособно и за низкую заработную плату, поэтому они могут заполнить этот пробел. Таким образом, Индия станет ключевым игроком в сложной геополитической сети с её возможностями сухопутных путей, военным преимуществом над Пакистаном и конкурентом китайскому экономическому гиганту в плане возможностей глобальной торговли. Однако мы не прогнозируем, что всё это будет мирным и безопасным, поскольку на пути есть множество препятствий, которые должны преодолеть США и Израиль. Первый, большой вызов — это создание новых коридоров, сопряжённых с рисками для безопасности. Речь идёт о разделении Сирии и Ирака, создании «коридора Давида», о котором я упоминал, пожалуй, 4-5 раз за последние полгода, даже представляя угрозу расчленения Сирии и её влияние на Армению, в частности, вопрос создания так называемого коридора через Сюник.

 

Теперь давайте попробуем рассмотреть, что происходит параллельно с Южным Кавказом и нами.

 

Несколько дней назад президент США Дональд Трамп и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен встретились в гольф-клубе Трампа в Шотландии и достигли эпохального соглашения. Обычно мы не обращаем внимания на такие встречи, считая их очередными церемониальными или стационарными, но на самом деле давайте постараемся внимательно следить за каждым заявлением или шагом лидеров крупнейших мировых держав. На встрече Европейской комиссии и президентов США было принято чрезвычайно важное, как я уже упоминал, эпохальное решение: Европа будет импортировать энергоносители из США на сумму 750 миллиардов долларов в течение следующих 3 лет. Европейский союз также обязуется инвестировать в США дополнительно 600 миллиардов долларов. Возникает вопрос: что здесь странного, это обычная сделка или очередная экономическая сделка? И я скажу, что это судьбоносное соглашение, которое может серьёзно трансформировать как экономические отношения Европы с США, так и повлиять на энергетическую геополитику, особенно для таких стран, как Азербайджан, которые поставляют энергоносители в ЕС. Что означает закупка ЕС энергоносителей в США на сумму 750 миллиардов долларов?

 

Этот шаг подразумевает, что:

  • ЕС становится всё более зависимым от США в своей энергетической повестке, особенно в области сжиженного природного газа, нефти и высокоэнергетических технологий.
  • ЕС отходит от классической стратегии энергетической диверсификации, основанной на нескольких стабильных поставщиках: Норвегии, Азербайджане, Алжире и, в некоторой степени, Каспийском регионе.
  • Это укрепляет позиции США как претендента на европейскую энергетическую гегемонию.

 

Что означают инвестиции ЕС в США в размере 600 миллиардов долларов?

 

  1. Речь идёт, главным образом, о входе европейских технологических, финансовых и промышленных компаний в США, что укрепляет связи сторон в стратегических областях.
  2. Промышленный капитал ЕС выводится из Азии (Китай, Индия) и концентрируется в США как более геополитически надёжном партнёре.
  3. Этот шаг позволяет ЕС выйти на внутренние рынки США в обмен на более выгодные условия, расширить экспорт и компенсировать расходы на импорт энергоносителей.

 

Что это может означать для Азербайджана?

 

  1. ЕС снижает свою энергетическую зависимость от Азербайджана.

 

  1. После заключения этого соглашения ЕС предоставит США новый приоритет в своём стратегическом энергетическом плане, что означает:

 

а. Азербайджан остаётся второстепенным поставщиком в случае возможных локальных кризисов.

 

б. Роль Азербайджана на энергетическом рынке снижается.

 

в. Соглашение между ЕС и США позволяет ЕС не стать жертвой азербайджанской монополии, как это произошло в 2022–2023 годах.

 

г. Энергетическая модель Азербайджана как рычаг политического влияния на ЕС серьёзно подорвана. 

 

  1. Азербайджан теряет стратегическое преимущество «коридорной сверхдержавы»:

 

а. Если ЕС начнёт массово импортировать энергоносители из США, обеспечивая их объёмы поставок и гарантии безопасности, то запутанные и нестабильные кавказские маршруты (Каспийское море – Грузия – Турция) перестанут быть приоритетными.

 

б. Это ослабляет аргументы в пользу международного продвижения «Зангезурского коридора». Неслучайно наиболее заинтересованными сторонами в этом вопросе являются Анкара, Баку и власти Армении.

 

Это соглашение – чёткий сигнал миру о том, что:

 

а. ЕС будет строить своё стратегическое энергетическое будущее совместно с США,

б. Посредники, такие как Азербайджан, станут не стратегическими опорами, а полупрактическими игроками.

 

В этом контексте интересно заявление посла Анкары в Баку, которое вносит много ясности и конкретики.

 

Фактически, назначенная ими власть в Анкаре, Баку и Ереване бьёт себя в грудь, чтобы дать Азербайджану дорогу через Сюник. Позиция Никола Пашиняна и его команды по этому вопросу давно ясна: они назвали его «Перекрёстком мира», но на самом деле он должен служить реализации идеи британо-турецкого туранского коридора. Ваагн Хачатурян, работающий на Никола как президент, принимает верительные грамоты только от послов государств, занимает территорию и возглавляет государственный институт за счёт налогов народа и недавно сделал шокирующее антиармянское заявление по поводу Сюникского коридора.

 

В ответ тому, кто считает себя президентом, скажу простую истину: если дорога будет передана в руки международного управления или какой-либо иностранной структуры, то мнимый суверенитет Армении станет мечтой, угрожая самому существованию армян в этом регионе. Поэтому не стоит читать бессмысленные речи о том, что мы будем произносить в случае открытия границы. Правительство, способное к развитию, обеспечило бы развитие хотя бы в одном направлении за семь лет. Эти люди даже о государственных делах, дипломатии и внешней политике представляют себе исключительно то, что говорят их хозяева, и ничего больше.

 

Правительство Армении втянуло нас в ужасающе адскую и крайне опасную игру. Оно хочет парализовать энергетическую систему страны, вывести российский капитал и заново приучить нас к мрачной перспективе. Подчеркнём также, что всё это не произойдёт сейчас, ведь сейчас предвыборный год, период сбора избирателей, переписывания и вербовки новых зомби. Всё это будет осуществляться шаг за шагом. Вспомним, как в последний период правления демократов высокопоставленные американские чиновники говорили: Армения должна научиться переносить несколько холодных зим, чтобы стать суверенной. Теперь же ЭСА окажется в сложной ситуации, мы уже привыкаем к веерным отключениям, а потом будут говорить, что АЭС опасна и должна быть закрыта, и тому подобное. Я много раз обращался к этим темам, давал чёткие оценки и чётко представляю себе пути решения. Подчеркну лишь одно: мы их изгоним, мы должны положить конец их политике, разрушающей нацию и Армению. Я также знаю, что все ждут конкретных решений, и время работает не в нашу пользу, но дыхание возрождающейся Армении уже чувствуется.

Читайте также